Портовики Находки в год 70-летия предприятия определяют приоритеты: улучшить качество очистки угля и повысить скорость погрузки металла на суда
Интервью с Вячеславом Сараевым, генеральным директором Находкинского МТП (до октября 2017 года).
Находкинский морской торговый порт (НМТП) этим летом (17 июня) отметил 70 лет со дня основания. За эти годы предприятие прошло большой и славный трудовой путь, являясь не только одним из крупнейших портов российского Дальнего Востока, но и инициатором многих начинаний в сфере переработки грузов: здесь был создан первый в Советском Союзе контейнерный терминал, организована первая судоходная линия с Японией, впервые внедрён сменный график работы докеров, создан прообраз комплексной бригады докеров-механизаторов. О сегодняшнем дне предприятия и его перспективах рассказывает генеральный директор (до октября 2017) НМТП Вячеслав Сараев, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
«МП»: Вячеслав Геннадьевич, Находкинский морской торговый порт – это предприятие с богатой историей, творческим трудовым коллективом, новаторским подходом к делу. В традициях портовиков к знаменательным датам подходить с трудовыми достижениями, рекордами, пусками новых объектов. С чем подошёл к 70-летию порта коллектив Вашей компании?
– Предприятие встречает 70-летний юбилей на пике своей мощности, достигая наивысших объёмов грузоперевалки за всю историю деятельности. Судите сами – общий грузооборот порта на протяжении ряда лет неуклонно повышается. За пять лет, с 2011 по 2015 год, он вырос в полтора раза.
Главный производственный итог 2016 года – новый исторический рекорд по перевалке. Портовики уверенно преодолели рубеж в десять миллионов тонн. Бесспорно, каждый работник своим трудом внёс вклад в это производственное достижение, и за это я благодарен коллективу.
«МП»: Что позволило добиться таких результатов – благоприятные внешние факторы или целенаправленная работа с коллективом?
– Это результат системных преобразований последних нескольких лет, в первую очередь совершенствования логистики движения грузов как в адрес порта, так и на его территории. Работая в этом направлении, мы сотрудничаем с ОАО «РЖД». Также за последние годы мы провели несколько структурных изменений, которые дали положительный эффект.
К примеру, в 2014 году путём слияния двух производственно-перегрузочных комплексов – номер один и номер три – был образован Угольный терминал. Слияние двух производственно-перегрузочных комплексов стало логичным и экономически выгодным решением, позволило уйти от громоздкой управленческой структуры при сохранении рабочего коллектива, сократить расходы и повысить оперативность производственных решений.
В 2016 году по этому же принципу на мысе Астафьева был организован Грузовой универсальный терминал номер два, в состав которого вошли два соседствующих ранее производственных комплекса. Сегодня терминал работает с навалочными грузами — углём, коксом, чугуном и различными видами металлопроката: это слябы, заготовка, арматура, катанка и прочая продукция металлургических комбинатов ЕВРАЗа. Эффект от создания нового терминала мы увидели уже в первые дни работы. Объёмы погрузки металлопроката на суда заметно выросли.
Помимо этого в 2016 году мы создали новую диспетчерскую службу, которая полностью формирует объёмы загрузки и контролирует путь груза от продавца до покупателя.
«МП»: Чтобы всегда быть на плаву и соответствовать запросам рынка, важно чтобы производство было технически современным. Как стивидорной компанией решаются вопросы модернизации мощностей?
– Мы модернизируем производство, опираясь на то, что сегодня востребовано рынком. На данный момент наш приоритетный груз – это уголь. Поэтому в 2015 году на причале номер 73 был создан новый угольный склад. Нашей целью на этот год было его загрузить, что и удалось сделать.
Параллельно, идя навстречу одному из клиентов (ЕВРАЗу), мы организуем раздельное хранение углей разных марок и формирование из них отдельных судовых партий. Формирование новых площадей и реконструкция путей для этих целей уже начались и завершатся в этом году. Однако мы стараемся оставаться универсальным портом, способным при необходимости быстро переориентироваться под любой востребованный вид груза.
«МП»: Какие экологические программы реализованы на предприятии в связи с началом перевалки угля? Какие технологические средства используются, ведь порт находится в центре города?
– Охрана окружающей среды – один из наших приоритетов. В своей работе мы ежедневно проводим мероприятия, направленные на пылеподавление. Открытые площадки, где хранится уголь, регулярно орошаются из водяных пушек. По терминалам курсирует спецтехника, поливающая дороги. Штабеля укрываются пологами, что даёт дополнительную защиту.
В 2015 году мы установили на мысе Астафьева металлические ветропылезащитные экраны высотой пятнадцать метров. Конструкция снижает кинетическую энергию ветра до минимума, что уменьшает движение пылевых потоков и препятствует запылению окружающего воздуха.
НМТП стал первым и единственным на сегодняшний день стивидором Приморского края, применившим эту технологию пылезащиты. Мы осознаём, что должны беречь экологию Находки – города, где живём мы и наши дети.
В этом году мы планируем реализовать ряд экологических проектов городского уровня, в очередной раз подчеркнув, что забота о людях, снижение негативного воздействия на окружающую среду и участие в устойчивом развитии общества являются неотъемлемой частью нашего бизнеса.
«МП»: В средствах массовой информации появилась новость о выходе порта из состава ЕВРАЗа. Это действительно так? С чем это связано? В связи со сменой собственника предприятия ожидают ли коллектив порта какие-либо изменения?
– Да, ЕВРАЗ заключил соглашение о продаже порта компании Lanebrook Limited – основному акционеру. Данная сделка привлекательна для ЕВРАЗа в финансовом и в стратегическом аспекте, так как позволит сконцентрироваться на профильных видах деятельности.
Выход порта из состава ЕВРАЗа – это экономически обоснованный ход, который практически никак не отразится на деятельности предприятия. Наше сотрудничество продолжится – уже заключено соглашение о перевалке грузов, в соответствии с которым ЕВРАЗ обязуется поставлять, а НМТП обрабатывать уголь и металлы в определённом объёме и по определенным тарифам в течение следующих пяти лет.
Этот документ является гарантом того, что мощности порта будут загружены. Поэтому с точки зрения обеспечения объёмов перевалки и номенклатуры грузов, а также выполнения предприятием социальных гарантий я не вижу в ближайшее время никаких проблем. В своей работе мы будем руководствоваться теми же приоритетами – на первом месте по-прежнему останется безопасность.
«МП»: Вернёмся к главной теме разговора – Находкинскому морскому торговому порту исполняется 70 лет. По какому вектору развития будет двигаться предприятие в ближайшее время?
– Юбилей – прекрасный повод подводить итоги и намечать перспективные пути роста. В наших планах – работать над дальнейшим увеличением объёмов грузоперевалки, качеством стивидорных услуг, над повышением безопасности труда и вовлеченности персонала в развитие производственных процессов. На фоне растущего рынка нам предстоит соответствовать запросам клиентов.
Главные задачи, стоящие перед коллективом в ближайшее время, – улучшить качество очистки угля и повысить скорость погрузки металла на суда. Мы намерены вкладываться в экологические проекты, заботиться об экологической защищенности города и горожан, чтобы Находка становилась чище и красивее, а порт оставался визитной карточкой города, но уже на новом технологическом уровне.
За пройденные семь десятков лет коллектив совершил немало трудовых достижений, прославивших имена находкинских портовиков на всю страну. Были на пути и сложные, и будничные, и радостные моменты. Из этих моментов и сложена история порта, лучшие страницы которой, думаю, нам ещё предстоит написать.